ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

Обучение в 10 — 11 классах ведется по индивидуальным учебным планам. Каждый старшеклассник имеет возможность выбрать уровень освоения того или иного предмета и учиться по индивидуальному расписанию.

Эта система расширяет рамки традиционного профильного обучения, предоставляя возможность сочетания самых разнообразных дисциплин в индивидуальном плане учащегося..

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В школе немалое внимание уделяется туристической деятельности. Учащиеся много путешествуют по стране с рюкзаками. Крым, Кавказ, Кольский полуостров, Карелия, Соловецкие острова, Камчатка, Алтай — такова география поездок.

Не надо объяснять, какая многогранность в подобном виде отдыха: познание, эстетика, воспитание, физическое развитие. Традиционными стали лагеря на Иваньковском водохранилище, в детском яхт-клубе, где ребята имеют возможность обучаться парусному спорту..

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ

Программа для поступающих в ВУЗы химического, биологического и медико-биологического профиля резко отличается от школьной программы по химии. И не столько сама программа, сколько уровень сложности заданий на вступительных экзаменах последних лет резко отличается от школьного уровня.

Множество учебников, выпущенных за последние годы по программам различных авторов, мало чем отличаются друг от друга и не дают возможности с первых лет обучения химии, постепенно усложняя задания, готовить учащихся естественнонаучного профиля к тому уровню сложности, который обрушивают на абитуриентов учебные пособия для поступающих в ВУЗы.

Обучение химии по программам общеобразовательных школ начинается в 8 классе. В этот возрастной период (переходный возраст) у основной массы школьников мотивация к обучению снижается, поэтому интерес к предмету возникает у очень ограниченного числа учащихся.

Мы начинаем изучение химии в 5 классе с ознакомительного курса. На этом этапе кроме первых понятий ученики получают и первые навыки работы с лабораторной посудой и оборудованием химической лаборатории..

В 6 и 7 классах продолжается изучение курса общей химии. Мы строим курс по принципу: АТОМ – ВЕЩЕСТВО – СВОЙСТВА. То есть, познакомившись с химическими элементами – основной структурной единицей веществ – изучаем строение их атомов.

При таком порядке изучения сохраняется логическая взаимосвязь: химический элемент – строение атома – положение в периодической системе химических элементов – валентность – химическая связь – строение образуемых ими соединений – свойства.

Для этих целей наиболее подходит учебник «Химия-8» О.С. Габриэляна, написанный языком, доступным для учеников 6-7 классов, хорошо проиллюстрированный, имеющий многочисленные примеры из повседневной жизни и практические работы.

В 8 классе мы переходим к изучению химии элементов, рассматривая каждый в свете его положения в периодической системе химических элементов. При изучении свойств соединений очень большую роль играет эксперимент.

Демонстрационный эксперимент своей красочностью и необычностью обостряет интерес к предмету. Самостоятельная практическая работа учащихся одновременно прививает навыки лабораторной работы, помогает изучать свойства, развивает логическое мышление.

Основным учебником в 8 классе служит «Химия для поступающих в ВУЗы» Хомченко Г.П., Хомченко П.Г. В этом учебном пособии в необходимом объеме собраны сведения о строении и свойствах веществ, образуемых наиболее важными химическими элементами.


В 9 классе мы изучаем химию органических соединений. Этот курс является очень важным для школ медико-биологического профиля, особенно потому, что программа по биологии в 10 классе начинается с цитологии, включающей биохимию клетки.

Изучение этого материала значительно облегчается при предварительном знакомстве со строением и свойствами простейших органических соединений.

Учебник «Органическая химия» (теоретические основы, углубленный курс) А.И. Артеменко или вышедший в 2004 году учебник «Органическая химия» для учреждений с углубленным изучением химии авторов Габриеляна О.С., Остроумовой И.Г., Карцовой А.А.,

Общая химия» – учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии (вышел в 2005 г.), а также современные учебные пособия для поступающих в ВУЗы Кузьменко М.Е., Ереминой В.В., Попкова В.А. и других авторов вполне соответствует поставленной цели.

Таким образом, к окончанию 9 класса мы заканчиваем изучение школьного курса химии и в 10-11 классах переходим ко второму уровню изучения предмета.

На этом этапе, который также разбит на традиционные части (общая, неорганическая и органическая химия), наряду с углублением и расширением изучаемого курса основное внимание мы уделяем решению различных качественных и расчетных задач.

Основными учебными пособиями на этом этапе являются: Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков: «Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы» С.А. Пузаков, В.А. Попков «Пособие по химии» Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, 2400 задач по химии.


ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ

Программа по биологии является одним из модулей общеобразовательных дисциплин для средней школы с углублённым изучением химии и биологии и составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Биология» и требованиями к содержанию и уровню подготовки выпускника средней школы.

Основная цель курса – углублeнно ознакомить школьника с современными представлениями эволюционной биологии и дать фундаментальное биологическое образование, ориентированное на подготовку выпускника средней школы к поступлению в высшие учебные заведения медико-биологического профиля.

Программа, используемая в школе, решает три основные задачи: общеобразовательную (знакомство с основными представлениями биологии), прикладную (освещение вопросов, касающихся эволюционной биологии, и создание концептуальной базы для реализации междисциплинарных структурно-логических связей) и специальную (знакомство с современными направлениями биологической науки и профессиональная ориентация школьников).

В результате реализации программы по биологии выпускник школы должен знать общие закономерности строения и развития живых организмов в сравнительно-морфологическом и эволюционном аспектах, уметь обращаться с биологическим оборудованием для световой микроскопии и препарирования, владеть навыками вскрытия, изучения и сбора биологических объектов, ориентироваться в современной систематике, проводить сравнительный анализ наблюдаемых биологических процессов и явлений и формулировать обоснованные выводы к ним.

Весь курс обучения проводится в виде теоретических и лабораторно-практических занятий. Первые призваны расширить и дополнить материал учебников и интегрировать восприятие различных разделов курса, а вторые закрепляют теоретические знания и позволяют наиболее полно, детально и углубленно освоить изучаемые вопросы.

Программный материал изучается циклично, что способствует постепенному углублению знаний по предмету с учетом информации, полученной на предыдущих этапах обучения. Начиная изучение предмета с 6 класса, ученики сразу же знакомятся с эволюцией жизни на Земле, и в течение последующих лет обучения эволюционный аспект биологии остаётся ведущим при знакомстве с конкретными биологическими объектами и общими вопросами, касающимися строения, происхождения и функционирования живого.

С целью повышения творческой активности школьников программа предусматривает использование в самостоятельной работе наряду с обязательной учебной литературой дополнительные источники, разнообразный наглядно-методический обучающий материал, просмотр учебных видеофильмов, макро- и микропрепаратов биологических объектов, экскурсии в естественно-научные музеи и учебные заведения медико-биологического профиля, что позволяет визуализировать и улучшить восприятие учебного материала и способствует профессиональной ориентации будущих абитуриентов.

Кроме того, в программу заложены цикл занятий в Государственном Дарвиновском музее и проведение летней биологической практики на берегу Волги, что способствует не только систематизации полученных на уроках сведений, но и их творческому осмыслению.

Средства обеспечения освоения дисциплины включают учебники, написанные учредителем школы, доктором медицинских наук Кацем Валерием Абрамовичем, а также рекомендованные Министерством образования Российской Федерации учебники и учебные пособия по дисциплине «Биология», материально-технические средства в виде микроскопов, влажных препаратов биологических объектов, гербариев, наборов гистологических препаратов, отражающих закономерности строения различных органов и тканей животных, демонстрационные таблицы и схемы по изучаемым разделам.