Развитие логического мышления младших школьников

Галина Григорьевна Гороховская

Необходимым условием качественного обновления нашего общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от общеобразовательной школы как базового звена системы непрерывного образования. Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: эрудицией (объемом приобретенной информации) и интеллектуальным развитием (способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций).  Современному ученику нужно передать не столько информацию как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализ и прогнозирование развития, то есть формировать у учащегося общелогические мыслительные умения. 
В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления (мышления в форме понятий, суждений и умозаключений по правилам и законам логики (формальной), осуществляемого осознанно и развернуто в речи и с ее помощью) приобретает особую актуальность. Необходимо проведение специально организованной работы по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся, вооружению их "логической грамотностью" — свободным владением комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис для его развития.
Логика мышления не дана человеку от рождения, ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. В психолого-педагогических исследованиях и практике логической подготовки детей в XIX-XX вв. теоретически развиваются и экспериментально доказываются идеи о том, что у младших школьников при определенных условиях может успешно осуществляться формирование первоначальных логических умений. Существует большое количество работ (А.К.Артемов, И.Я.Лернер, И.Л.Никольская, А.А.Столяр, К.О.Ананченко, В.С.Аблова, Т.А.Кондрашенкова, Л.Н.Удовенко, Н.Г.Салмина, В.Н.Сохина, Т.К.Камалова, Е.П.Маланюк, О.В.Алексеева, И.В.Титова и др.), посвященных данной проблеме.
Система развития логического мышления представляет собой целостное единство целевых, процессуально-технологических, организационных, содержательных компонентов логической подготовки учащихся.
Целью развития логического мышления выступает определенность, последовательность, доказательность мысли. Задачами являются знание и владение основными мыслительными операциями; знание и умение выделять структурулогических форм мышления; осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.
Технология развития логического мышления младших школьников представляет собой совокупность следующих форм работы:
1) введение элементов логики в дошкольную математическую подготовку (программы "Развитие" (рук. Л.А.Вернер), "Детство" (рук. Т.Н.Доронова, Л.И.Иванова), "Радуга" (Е.В.Соловьева), интеллектуальный тренинг Е.А.Пономаревой);
2) введение в школьный курс новых (дополнительных) дисциплин, в которых логические знания и умения выступают в качестве объекта специального формирования (курсы "Шахматы" (И.Г.Сужин), "Информатика в играх и задачах" (рук. А.В.Горячев));
3) введение курса логики как самостоятельного учебного предмета (факультативные курсы Л.Н.Борейко, "Начала логики" (для 1 класса) Т.А.Кондрашенковой, "Мир логики" С.Гина, технология развития логического мышления Т.М.Садовской);
4) введение элементов логики в изучение базовых предметов, особенно математики как самой теоретической науки из всех изучаемых в школе, науки, выстроенной в соответствии с логикой. Данный подход является наиболее предпочтительным, поскольку может обеспечить всеобщую начальную логическую подготовку, ее органическую связь с предметным содержанием школьных курсов и преемственность между начальной и средней школой.
Для наибольшей эффективности организация логической подготовки младших школьников (на уроках математики) должна строиться на следующих принципах:
1) органическая связь со специфическим (собственно математическим) содержанием курса;
2) преемственность между начальной и средней школой;
3) постепенность, систематичность и формирования каждого умения; изучение логических знаний может быть сконцентрировано в одном месте начального курса математики, оно проводится постепенно и систематично на материале различных тем программы;
4) постепенное повышения уровня абстрактности предлагаемого материала и способов оперирования им (от действий с реальными предметами к оперированию их моделями и словесными описаниями логических отношений);
5) раскрытие общей значимости логических умений и действий, их независимости от конктретного содержания материала, умение осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из области математических знаний в другие;
6) практическое овладение логическими умениями без использования специальной терминологии, без заучивания правил;
7) научность;
8) доступность.
Содержание логической подготовки младших школьников включает основные логические умения и соответствующие им мыслительные операции. К концу обучения в начальной школе учащимся необходимо овладеть следующими логическими знаниями и умениями:
I. Выделение признаков предметов и оперирование ими.
1. Выделение признаков предметов (конкретных и абстрактных).
2. Сравнение двух и более предметов:
а) выявление общих признаков (свойств) двух, трех и более предметов;
б) выявление отличительных признаков двух, трех и более предметов;
3. Выявление общего свойства группы предметов:
а) подбор общего названия (собирательного имени) для группы предметов;
б) выявление лишнего предмета в данной группе;
в) нахождение недостающего предмета в данной группе;
г) сравнение групп предметов.
4. Выявление закономерностей расположения предметов в ряду или матрице.
5. Узнавание предметов по их признакам.
6. Описание предметов по его признакам.
II. Классификация.
1. Словесная характеристика классов в готовой классификации.
2. Деление на классы по заданному основанию. Отнесение объектов к классу.
3. Введение основания для самостоятельно проводимой классификации.
4. Проверка результатов проведенной классификации.
III. Понимание и правильное употребление логических слов (и, или, все, некоторые и другие).
IV. Определения.
1. Выделение признаков объекта.
2. Выделение характеристических совокупностей признаков объекта.
3. Описание объектов по их признакам.
4. выделение родо-видовых отношений.
5. Построение определений через род и видовое отличие (по готовым наборам слов).
V. Простейшие умозаключения и доказательства.
1. Умозаключения по индукции.
2. Умозаключения по аналогии.
3. Дедуктивные умозаключения:
а) на основе свойств отношений эквивалентности и порядка;
б) по правилам заключения, отрицания и силлогизма.
4. Доказательство или опровержение утверждений с помощью примера или контрпримера.
В современных технологиях обучения математике в начальных классах, ориентированных на интеллектуальное воспитание личности, развитие логического мышления является одной из главных задач. На данный момент не существует единой программы по осуществлению логической подготовки в течение всего срока обучения в начальной школе.Но логическая составляющая в той или иной степени представлена в программах всех авторских коллективов, причем каждый из них по-своему определяет содержательный аспект и последовательность формирования логических умений. Авторам учебных программ и пособий необходимо обращать особое внимание на изложенные выше принципы построения и содержание логической подготовки младших школьников, так как обучение в начальной школе должно строиться не на формальной. а на содержательной основе.