ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ФГОС НА ОСНОВЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Елена Александровна Бершадская

Елена Константиновна Сень

Анна Аркадьевна Токарева

Аннотация. В статье рассматривается эффективный способ проектирования и реализации современного урока на основе метода интеллект-карт. Показана возможность формирования ключевых компетенций обучающихся на его основе. Продемонстрирована возможность применения метода интеллект-карт при обобщении и систематизации учебного материала младшими школьниками, приведён пример организации учебной деятельности с применением данного метода. Рассмотрена возможность использования метода интеллект-карт в качестве инструмента диагностики учебных достижений обучающихся.

Ключевые слова: учебный процесс, подходы, методы, инструменты, метод интеллект-карт, обобщение и систематизация, ключевые компетенции, ФГОС.

Abstract. The article discusses the effective way of designing and implementing a modern lesson based on the method of mind maps. Is shown  the possibility of formation of the key competences on this base. Demonstrated the possibility of  application mind maps in the generalization and systematization of educational material in primary school, given the example of the organization of educational activities based on it. Сonsidered the possibility of using the method of mind maps as a tool of diagnostics of educational achievements of  learners.

Keywords: learning process, approaches, methods, tools, method, mind maps, generalization and systematization, key competencies, Federal state educational standard (FSES).

Проектируя учебный процесс, обеспечивающий современное качество образования, и подбирая инструментарий для его реализации, мы основывались на следующем:

1) качество образования в контексте ФГОС, с одной стороны, это качество результата, проявляющееся в готовности и способности школьника к самостоятельной деятельности. С другой стороны – качество процесса, которое определяется изменениями в педагогической деятельности учителя, поскольку именно он является основным субъектом изменений в образовании;

2) качество образования можно улучшать, используя методы и технологии эффективного обучения.

Иными словами, согласно ФГОС, учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы школьник сам научился ставить и решать проблемы, понимать для чего учится, находить информацию, размышлять над ней: анализировать, обобщать и систематизировать, а ещё, уметь общаться, оценивать себя и других.

Как же научить всему этому школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился, в каких видах деятельности и какого рода затруднения испытывал при обучении?

Очевидно, что для решения обозначенных проблем необходимы иные приёмы и способы работы с учебной информацией и, как следствие, иные способы организации учебного процесса, позволяющие не столько формировать, сколько управлять формированием ключевых компетенций на основании информации обратной связи. Одним из таких эффективных способов, на наш взгляд, является метод интеллект-карт, основанный на визуализации мыслительных процессов.

Отличительная особенность этого подхода – графическая репрезентация учебной информации, хранящейся в сознании учащегося, структурированная и оформленная определённым образом. На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в этом подходе нет. Дети и так умеют строить графические структуры, используя для этого различные инструменты – от цветных карандашей до графических редакторов Word или PowerPoint. Но построение интеллект-карт основано на других способах обработки информации, при которых совершаются иные мыслительные операции, используются иные возможности мозга. Благодаря этому учебная информация быстрее и качественнее запоминается со всеми связями и отношениями между понятиями. Более того, интеллект-карта, построенная по определённым законам, отображает информацию не только об описываемом объекте в том контексте и объёме как его понимает автор, но и о логичности и системности его мышления. Таким образом, она одновременно визуализирует и комплекс учебных знаний, и способы их предъявления, и набор психологических приёмов, используемых автором карты для её построения. Можно без преувеличения сказать, что метод интеллект-карт это и способ организации учебно-познавательной деятельности в контексте ФГОС, и инструмент её непрерывного мониторинга и диагностики результатов.

Опыт работы показал, что применение метода интеллект-карт эффективно уже на этапе начального обучения. Известно, что образование в начальной школе является базой всего последующего обучения, поэтому формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит значительная доля ответственности за успешность обучения в основной школе, уделяется особое внимание.

Приведём пример проектирования и реализации учебного процесса – обобщения и систематизации темы «Мягкий знак» (предметная область Филология, Русский язык) – на основе метода интеллект-карт в параллели третьих классов.

Проблема систематизации знаний учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разносторонен. Однако процесс систематизации учителем учебного материала уже не может строиться только на основе триады «знания-умения-навыки». Всё большее значение приобретают познавательные умения учащихся, т.е. умения самостоятельного приобретения знаний и их систематизации.

На уроках обобщения и систематизации учебного материала выделяются наиболее общие и существенные понятия, закономерности, устанавливаются причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, изучаемыми в предметной области. Систематизации как мыслительному процессу, предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение, основанные на последовательной работе учащихся с текстами и учебным материалом. В результате этой работы учебный материал приводится в определённый порядок, систему, в которой отдельные части, располагаясь в известных отношениях друг к другу, составляют единое целое, например, интеллект-карту.

Метод интеллект-карт органично вписывается в классическую структуру урока и делает его более эффективным благодаря визуализации не только каждого этапа, но и вида деятельности учащихся на этом этапе. Единственное, что для обеспечения учебного процесса, спроектированного на основе метода интеллект-карт, у каждого ребёнка (пары, группы) кроме учебной литературы должны быть цветные карандаши, клей, ножницы и лист бумаги формата А3.

Классический урок систематизации и обобщения знаний и умений состоит из следующих этапов:

1) организационный;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) обобщение и систематизация знаний;

5) применение знаний и умений в новой ситуации;

6) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

7) рефлексия (подведение итогов занятия), формирование выводов.

1Традиционно, после организационного этапа учитель объявляет тему и цель урока и переходит к актуализации знаний, проводя фронтальный опрос учащихся. Опыт показывает, что такой подход малоэффективен. Во-первых, цель, объявленная учителем, не всегда может быть близка и понятна детям. Во-вторых,  фронтальный опрос отнимает много времени и не даёт полной информации о готовности всех детей к дальнейшей работе, поскольку при таком опросе, как правило, руки поднимают наиболее активные дети. Эти недостатки можно нивелировать, если подойти к цели урока через актуализацию знаний с использованием графических средств метода интеллект-карт. Например, начать урок с постановки проблемы, предложив детям исключить лишнее слово из ряда других, размещённых на карточках на доске: дочь, вьюжный, бальзам, вскачь, мышь, июньский, запечь, песня, плачешь, прочь, сидишь, беречь, ружьё, огонь (напоминаем, что тема урока «Мягкий знак»). В ходе решения проблемы дети приходят к выводу, что лишним является слово «песня», т.к. оно не содержит букву мягкий знак, а все остальные слова имеют эту букву в своём составе. Следовательно, на уроке речь будет идти о букве мягкий знак. Итак, тема определена, чтобы её зафиксировать, необходимо подобрать к ней соответствующий графический образ, например, такой как на рисунке 1, который станет центральным объектом будущей интеллект-карты. 

Каждый ребёнок изображает выбранный им образ темы в середине своего листа бумаги, используя для этого цветные карандаши. Если в классе много детей, то лучше организовать парную или групповую (3-4 ученика в группе) работу.2

Следующее задание, актуализирующее знание о букве мягкий знак состоит в объединении оставшихся слов в отдельные группы по какому-либо признаку. Учитель просит кого-то из детей выбрать на доске любое слово и поместить его в стороне от других слов. Далее детям необходимо выбрать из оставшихся слов такие, которые можно было бы расположить рядом, обосновав свой выбор. Например, было выбрано слово «бальзам». Анализируя его, дети приходят к выводу, что буква мягкий знак в нём обозначает мягкость согласного звука, следовательно, рядом можно расположить слова «июньский» и «огонь». В них буква мягкий знак выполняет аналогичную роль. Итак, актуализировано одно из знаний  о букве мягкий знак как о показатели мягкости. Это  знание сразу же визуализируется и фиксируется средствами интеллект-карт (рис. 2).

Аналогичным образом актуализируются другие знания о значении буквы мягкий знак в слове:3

  • «вьюжный», «ружьё» – разделительный;
  • «дочь», «мышь» – после шипящих у существительных 3 склонения;
  • «запечь», «беречь» – глагол неопределённой формы;
  • «плачешь», «сидишь» – глагол второго лица ед. числа;
  • «вскачь», «прочь» – после шипящих на конце наречий.

Графически обобщённые функции буквы мягкий знак выглядят следующим образом (рис. 3).

Думаем, что не нужно специально акцентировать внимание читателей на том, что одновременно с актуализацией знаний осуществляется их систематизация и обобщение. Интеллект-карта, изображённая на рисунке 3, наглядно демонстрирует это. Так же видно, что метод интеллект-карт позволил объединить три этапа классического урока (2, 3 и 4) в один без потери значимости каждого из них, но с экономией времени и на другом качественном уровне. Все перечисленные выше мыслительные операции – сравнение, анализ, классификация, группировка, синтез отобранной информации – выполнялись учащимися в соответствии и с логикой обобщения и систематизации учебного материала, и с логикой метода интеллект-карт.

4Следующий этап урока – применение знаний и умений в изменённой ситуации – можно провести, организовав деятельность учащихся по заполнению полученной графической структуры конкретным содержанием. Для этого каждому ребёнку (паре, группе) предлагается найти или придумать минимум по два-три слова, в которых мягкий знак выполнял бы одну из обозначенных функций и разместить эти слова на соответствующих ветвях интеллект-карты. Затем в заполненной интеллект-карте найти и установить связи между словами, в которых мягкий знак выполняет двойную функцию. После этого можно будет провести коррекцию работы, выявив и обсудив допущенные детьми ошибки (рис. 4). 

Лучше всего эту процедуру провести в виде публичной защиты интеллект-карты, аналогичной составлению рассказа по иллюстрации, поскольку вся найденная и зафиксированная в ней учебная информация находится в постоянном поле зрения. Отметим, что качество рассказа напрямую зависит от качества интеллект-карты. Как правило, дети с интересом слушают друг друга. Кто-то пытается обнаружить недочёты и ошибки, а кто-то – полезную для себя информацию, которую можно будет внести в интеллект-карту, пополнив, таким образом, свои знания.

При презентации и защите интеллект-карты происходит и рефлексия. Презентуя интеллект-карту, учащиеся демонстрирует собственные познавательные умения как основу систематизации. Это умения выделять главное, анализировать, группировать, классифицировать, структурировать, объединять информацию, собранную из разных источников и представленную в различной  знаковой форме. Сюда же относятся умения преобразовывать вербальную информацию в другие виды, умения проектировать свою деятельность и решать поставленную проблему.

Опыт работы показал, что проектирование и реализация учебного процесса по систематизации и обобщению учебного материала на основе метода интеллект-карт формирует и развивает у учащихся:

  • системное представление содержания обучения;
  • умения обнаруживать и выделять существенные признаки и характеристики изучаемых понятий;
  • умения выявлять и устанавливать объективные связи между понятиями;
  • умения выявлять общности свойств, качеств, признаков;
  • умения формулировать выводы;
  • умения закреплять навыки работы с учебной информацией;
  • умения совершенствовать навыки общения.

Также опыт работы показал эффективность применения метода интеллект-карт как технологии, обеспечивающей формирование ключевых компетенций у учащихся.

Использование метода интеллект-карт способствует модернизации системы подготовки школьника, повышению качества обучения, выработке умения самостоятельно добывать новые знания, реализации идеи развивающего и непрерывного обучения.

Предложенные в данной работе рекомендации могут быть использованы учителями-предметниками на уроках.

Литература:

1. Бьюзен Т.и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен. – Пер. с англ. Е.А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн.: Попурри, 2007. – 224с.

2. Бьюзен Т. Суперинтеллект / Т. и Б. Бьюзен. – Пер. с англ. Ю. Е. Андреева. – 3-е изд. – Мн.: Попурри, 2007. –400с.

3. Бьюзен Т. Умные родители – гениальный ребёнок – Пер. с англ. С.А. Борович. – 3-е изд. – Мн.: Попурри, 2007. – 400с.

4. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – 238с.

5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – Пер. Ссангл. – М.: Тривола, 1996. – 231с.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Том. ун-та, 1997. – 294с.

Дополнительная литература:

1. Бершадская Е.А. Способы введения метода интеллект-карт в начальной и основной школе. Современные образовательные технологии. Теория и практика: Сборник научных статей и методических материалов/ под ред. В.В. Ефимовой. – Новокузнецк, 2011. – С.101-114.

2. Бершадская Е.А. Метод интеллект-карт как инструмент визуализации когнитивных процессов учащихся. В сб.: Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва Уфа, 28 января 2013 г.: БГПУ имени М. Акмулы, 2013. – 290с.