ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА КАЦ

А что есть чтение — как не разгадывание,толкование, извлечение тайного,за строками, за пределом слов…(Марина Цветаева «Поэт о критике»)

Никто не станет спорить, что образованный человек – это грамотный человек. Под грамотностью сегодня понимается многое, в том числе умение понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл.Представим невероятную ситуацию: писатель, создавший художественное произведение, учитель, познакомивший учеников с ним на уроке, и сам ученик придали одним и тем же словам один и тот же смысл.

И никаких проблем в процессе обучения больше не возникнет! А в жизни все не так, и разные люди одно и то же понимают по-разному, и вряд ли найдется хотя бы два человека, которые поняли одно и то же художественное произведение абсолютно одинаково.Одним из условий понимания учеником воспринимаемой информации является умение видеть всевозможные семантические и ассоциативные связи, составляющие семантические и ассоциативные поля слов.

Семантические поля слов «активного словаря» у каждого человека отличаются большим индивидуальным своеобразием как по составу лексических единиц, так и по прочности семантических связей между ними. Актуализация той или иной связи не случайна и может зависеть даже от ситуации. Однако существует еще и ситуация художественного произведения, от которой также может зависеть актуализация какой-либо семантической связи, желательно не одной. Именно на этом можно построить работу, направленную на анализ текста художественного произведения.

Обратимся к повести В.Короленко «В дурном обществе», первая глава которой носит название «Развалины». Итак, какие ассоциации возникают на слово «развалины»? Дома, строения, поселения, замка и т.д. Действительно, прямое значение этого слова – остатки разрушенного строения или поселения, собственно, о развалинах графского замка и идет речь. Конечно, на этом можно и остановиться, но можно и пойти дальше и попробовать вызвать другие ассоциации, ответив на вопрос, какой еще смысл может иметь слово, может быть, обратившись и к тексту самой главы.

Таким образом, возникают новые ассоциации: развалины жизни, развалины семьи, и тогда при чтении повести возникают совсем другие, новые смыслы. Действительно, начинается глава так: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшийся горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Разве это не развалины былого счастья, былой семьи?

Рассматривая произведение в дальнейшем под таким углом, даже юный читатель без труда увидит, что в финале семья главного героя совсем другая, несмотря на то, что состав ее не изменился. Ну а дальше, конечно, возникают вопросы: почему? Как это произошло? Вот и началось обсуждение… Таким образом, знание и правильное понимание семантической природы слова, его значения и смысла дают возможность педагогу добиваться наиболее высоких результатов в обучении детей, в первую очередь, различным видам речевой деятельности. Подбор ключевых слов и установление различных связей между ними успешно используется и на уроках, посвященных работе с пониманием текста художественного произведения.

Пример урока-анализа рассказа Людмилы Улицкой «Дезертир»

Первый этап урока был посвящен работе читателя до чтения текста. Ученикам было предложено прочесть начало рассказа: «В конце сентября 1941 года на Тильду пришла повестка о мобилизации. Отец Ирины уже работал в «Красной звезде», разъезжал по фронтам и писал знаменитые на всю страну очерки.

Муж Валентин воевал, и писем от него не было. Расставаться с Тильдой было почему-то трудней, чем с Валентином. Ирина сама отвела Тильду на призывной пункт». Затем каждому учащемуся был дан лист с выписанными ключевыми словами рассказа (рис.1). Задание заключалось в установлении семантических связей между словами и постановке вопросов к тексту.

Связи могут быть различными, например: Ирина – Тильда; Тильда – пудель – мобилизация – призывной пункт – преступление – умереть своей смертью; Тильда – пудель – мобилизация – призывной пункт – противотанковый – смерть под танком и т.д., то есть получается примерно такая картина (рис.2). Затем детям предлагается поставить вопросы к тексту: что осталось неясно? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в первую очередь? Варианты вопросов:

  • Кто такая Тильда?
  • Почему Ирине было расставаться с ней тяжелее, чем с мужем?
  • Кто хозяин?
  • Как умерла Тильда?
  • Какова роль отца и мужа в рассказе?

Работа с диаграммой дала пищу для новых размышлений и постановки новых вопросов, так как дети не нашли ни одного пересечения семантических полей слов «война» и «пудель», что привело их к выводу о том, что нахождение маленькой собачки на войне противоестественно, и этот вывод заставил их пересмотреть смысл названия рассказа.

Такая работа дает возможность более глубокого понимания текста, видение его различных смыслов. На последнем этапе урока ученикам было предложено письменно ответить на простой вопрос: о чем рассказ Людмилы Улицкой «Дезертир»? Ответы учеников свидетельствуют о глубоком проникновении в суть произведения, видении проблем, поднятых в рассказе:

  • «рассказ о том, что война может совершенно изменить и «вывернуть наизнанку» любые моральные ценности»;
  • «жизнь на войне не имеет никакой ценности»;
  • «рассказ о силе любви»;
  • «о том, что такое дезертирство и было ли оно на самом деле».

Хочется отметить, что, конечно, при таком варианте урока от учителя требуется тщательная подготовка, так как к выбору ключевых слов и слов для анализа семантических полей нужно подходить очень внимательно и аккуратно. Итак, подведем итоги. Какие приемы помогли ученикам понять текст?

Во-первых, работа с ключевыми словами (заранее подготовленными учителем), установление семантических связей между ними. Во-вторых, анализ семантического поля заголовка произведения, установление семантических связей слова — заголовка с ключевыми словами.

В-третьих, анализ семантических полей слов, выбранных учителем (или самими детьми) как значимых для понимания текста (в первую очередь, это слова, обозначающие героев произведения), выявление общего и различия между ними (взаимопроникновение семантических полей).

Литература:

  • Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т.2
  • Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2008
  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература. Учимся понимать художественный текст. М.: Астрель, АСТ, 2001 г., 353 стр.
  • В.Г.Короленко. Собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы. – М., 1954
  • Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979
  • Улицкая Л. Люди нашего царя. – М., 2005
  • Цветаева М.И. Избранные сочинения: в 2-х тт.т.2 автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе. — М.: «Литература»; СПб: «Кристалл», 1999.