Интервью с учителем. Дьяченко Наталья Владимировна

Образование: МГУ имени М.В.Ломоносова, химический факультет

НВ1В школе какой был самый любимый предмет?
Конечно, химия. Это ведь самый простой и понятный предмет из всех возможных!

В 11 классе вопрос выбора профессии не стоял, вы сразу знали, что это будет Химфак МГУ? 
На самом деле, в 11 классе я подавала документы в три ВУЗа: в Бауманку на факультет БМТ, в первый мед на лечебное дело и в МГУ на химфак. Но все-таки химия как-то больше располагала меня к себе.

А что это такое за наука, Химия?
Химия – это то, чего вы не знаете. Серьезно. Даже если вы хорошо учитесь в школе (а вы хорошо учитесь?) ваши знания по химии утратили свои актуальность примерно 100 лет назад. С тех пор мир сильно изменился, и химия сыграла в этом далеко не последнюю роль. А о текущем положении дел вы и понятия не имеете. За что дали последнюю Нобелевскую премию по химии? Пока что ни один школьник мне не ответил.
Часто в школьных учебниках в ответ на этот вопрос пишут какую-нибудь абстрактную фразу, вроде «Химия – наука о превращениях веществ». О каких превращениях? Мы тут о науке говорим вообще-то. Наука – не превращения, а я не фея-крёстная.

Какая область химии ваша любимая?
Моя любимая химия – органическая. Представьте, что у вас гора конструктора лего, и вы можете собрать из него почти что угодно. Переведем это на молекулярный уровень и, с некоторой натяжкой, получится органическая химия. Но и аналитическая химия мне тоже всегда нравилась. Куда ваш любимый Шерлок Холмс без криминалистики – по сути, аналитической химии?

Какими дополнительными "активностями" в университете вы занималась?
Самой важной и судьбоносной «дополнительной активностью» в Университете для меня стала подработка на международных олимпиадах (ICHO – International Chemistry Olimpiade). Выглядит это примерно так: 300 школьников из 80 стран мира:индусы, американцы, китайцы, канадцы, арабы, все-все-все – собираются на 10 дней летом, чтобы выяснить, кто круче всего знает химию (спойлер: китайцы и иногда мы). Для них нужно подготовить достойные задания: ведь они лучшие из лучших! Оказалось, что в организации этих олимпиад работают прекрасные люди; там я познакомилась со своим будущим научным руководителем и оказалась в хорошей лаборатории. На данный момент я поработала в организации пяти международных олимпиад и останавливаться не собираюсь.

Что вас привлекает в науке?
Как ни парадоксально, в науке меня больше всего привлекают люди, которые меня окружают. Такого количества интеллигентных и эрудированных людей, как мне кажется, нет ни в одном коллективе. Поэтому мне очень страшно покидать мой уютный университетский мирок и оказываться в реальном мире, где люди верят в альтернативную медицину и тому подобное.

Как влюбить школьников в Химию? Как сделать Химию интересной?
Нужно привязать ее к жизни. Обьяснить максимальное возможное количество фактов. Вот например: зачем мыть руки мылом? Как работают антибиотики, почему они убивают бактерии? А как перекись водорода работает? Почему яичный белок становится белым, когда мы жарим яичницу? Как работают ферменты в нашем организме? Если у людей будут хотя бы базовые представления о химии, а значит о мироздании, они никогда не будут верить в лженаучные байки про гомеопатию, хиромантию и телегонию. Но это не в первую очередь.
Чтобы вызвать любовь, надо сначала победить ненависть. В нашем случае – бороться с хемофобией. Большинство людей думает, что химия — это плохо. «Химики делают пластик, который портит
экологию, и всякую гадость, которую нам приходится есть». А вот лекарства, которые вы принимаете, когда болеете, или шампунь, которым голову моете, ваши джинсы и ваш айфон – неее, это не химики сделали. Это все на деревьях растет.

Вы к нам пришли, проработав год в клубе ДНК. Можно ли научить таких детей химии? 
Это очень необычный опыт: учить химии пятилетних и семилетних детей. Самое главное в моих уроках – привить интерес к науке, ведь зачастую родители не знают ничего о химии (сами признавались) и не всё могут НВ2рассказать. Так что на уроках у нас всегда возникает много вопросов, и я стараюсь на все отвечать.
Часто малыши спрашивают: «Будет опыт?», и я отвечаю «Конечно будет. Эмпирический!» и ни разу не солгала, кстати)
Мне, в свою очередь, очень нравится работать с малышами, ведь у них вызывает восторг каждый урок, а это очень круто!

Есть ли какие-нибудь принципы, которые помогут учиться в университете?
Заведите побольше друзей. Серьезно. Умение общаться с людьми повлияет на вашу жизнь больше, чем вы думаете.
А также, не стоит утешать себя тем, что оценки не повлияют на ваше будущее. Повлияют, еще как. Помните, до вас учились многие поколения студентов, смогли они – сможете и вы. WORK HARDER, COMRADE!
Кроме этого, сильно помогает рационализация своей жизни. Нужно научиться планировать, распределять время, включая и учебу, и время с друзьями. Тогда будет проще.

Расскажите про свои хобби? Чем любите заниматься в свободное время. Как проводите каникулы?:)
Я много читаю, дома, и в универе, и пока еду на работу. Последние книги: Нил Гейман «Американские боги», Александр Генис «Довлатов и окрестности». На каникулах я много путешествую: за последние пару лет я была в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Чехии, Венгрии, Австрии, Германии, Грузии, Израиле. Также я занималась горными лыжами, пока училась в школе. Сейчас тоже неплохо катаюсь, когда хватает времени и удается выбраться.