Интервью с учителем. Гордеева Ирина Николаевна

Образование: Педагогический институт Вологодского государственного университета, филологический факультет; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", филологическая герменевтика школьной словесности (магистр).

Ирина ГордееваИрина Николаевна, кем бы вы хотели быть в детстве? 
Я была очень тихим ребёнком, не любила большие компании, моей страстью были книги. И поэтому профессия библиотекаря мне тогда казалась самой привлекательной. Я так видела эту картинку: утром покупаю сладкий рулет, прихожу на работу и весь день читаю книжки, прерываясь на чай. Прелесть же!
Ещё летом в деревне мы с дедушкой пасли коров, и тогда мне тоже казалось, что нет занятия замечательнее: пока коровки мирно жуют траву, я, лёжа на лугу, мирно читаю книжки. 

Почему именно русский и литература? 
О преподавании я не думала до старших классов. Ко мне, десятикласснице, однажды обратилась учительница литературы, Кормашова Ольга Ильинична, с вопросом: «Ира, а ты не хочешь стать филологом?» Тогда я пожала плечами, я ещё, стыдно признаться, не знала, что такое филология. Но именно с того момента начался мой путь в педагогику. Под руководством Ольги Ильиничны написала работу, с которой выступила на научно-практической конференции. В область не прошла, и Ольга Ильинична твёрдо и непоколебимо сказала: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Мы поедем за свой счёт». И на областном этапе я вошла в тройку лучших, в чём Ольга Ильинична не сомневалась ни на йоту. Не знаю, верят ли родители в своих детей так, как верила тогда в меня Ольга Ильинична. Сколько раз после эта вера помогала мне… И помогает сейчас. Я верю в себя и в свои силы, потому что в тот год получила мощную поддержку от доброй моей славной Ольги Ильиничны.

Как сделать так, чтобы дети слушали?
Хорошо бы для начала научиться слушать себя. Быть интересующимся человеком. Как-то блестящий методист Дмитрий Николаевич Мурин сказал о нашей работе так: «Учитель литературы – это «Я». И чтобы это «Я» нести через призму уроков литературы, нужно это «Я» иметь». Эти слова очень поддержали меня, потому что прекрасно легли на моё собственное понимание уроков литературы. Считаю, что без саморазвития работа в школе невозможна. А человека, который в согласии с собой и которому интересен мир во всём его многообразии, всегда интересно слушать.

Что самое главное в общении с детьми?
Честность. С собой и с детьми.

Какой бы совет вы могли дать ученикам?
Не могла бы. Вообще не люблю давать советы. Я помню свой юношеский максимализм, поэтому совершенно точно знаю, что никакие советы, мудрые уговоры взрослых и пр. не работают. Пока не будет набита собственная шишка, пока не будет пройден собственный путь, советы могут и вовсе навредить. Впрочем, «Советы детям» Марины Цветаевой ученики при желании могут прочесть и какие-то взять на вооружение. 

Какую литературу предпочитаете? Какие книжки любимые? 
Опять задаёте опасный вопрос. Кажется, что даже вопрос о смысле жизни легче. Книги – это же бездна. Если я начну перечислять любимых авторов, кого-то непременно забуду, и картина всё равно будет неполной. А у некоторых писателей люблю отдельные произведения, а иногда и отдельные главы. А есть же ещё и поэзия… Впрочем, есть одна книжка, которую всё же назову. Я люблю говорить (и это правда так), что моя жизнь разделилась на две части: до прочтения «Братьев Карамазовых»  и после.

Какие книжки советуете прочесть? 
Скажу о трёх последних, прочитанных мною, их и советую прочитать, чтобы нам было о чём поговорить.
Это роман А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»; повесть о природе (но на самом деле о людях) Ф. Моуэта «Не кричи: «Волки!» и трилогия для тёплого семейного чтения Н. Абгарян «Всё о Манюне».