ПРОГРАММА
«ПРАКТИКУМ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

Химия — наука экспериментальная. Поэтому эксперимент является основой химического образования. Любой химический процесс, любое химическое явление легче воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент приводит к более заинтересованному подходу учащихся к предмету химии, позволяет дополнить и разнообразить теоретический курс, понять и усвоить химические превращения.

Для тех, кто никогда не работал с химической посудой и реактивами:

ВВОДНЫЙ КУРС:

Правила работы в химической лаборатории, знакомство с химической посудой и оборудованием химической лаборатории, измерение объема с помощью мерной посуды, приготовление раствора, перемешивание, нагревание с помощью спиртовки, фильтрование.

ОСНОВНОЙ КУРС:

Галогены (3 занятия)

Простые вещества: хлор, бром, иод

Получение хлора (демонстрация)

— опыты с хлорной водой (вытеснение брома и иода из солей)

— иод (возгонка, получение отпечатка пальца, рисование иодом, иод + алюминий(фиолетовый джин), иод + свинец)

Хлороводород и соляная кислота (все свойства кислот)

Галогениды (золотой дождь, золотые сталактиты, союз ионов Cu и I)

Халькогены (4 занятия)

 Кислород (получение кислорода разложением перманганата калия, горение различных веществ в кислороде)

Сера (получение пластической серы, горение серы, взаимодействие с железом и медью)

Сероводород (получение, взаимодействие с различными солями

Оксид серы(IV), сернистая кислота и сульфиты (получение сернистого газа, обесцвечивание раствора иода сернистым газом, отбеливающие свойства сернистого газа, взаимодействие сульфитов с раствором перманганата калия в различных средах, качественная реакция на сульфит анион)

Серная кислота и сульфаты ( демонстрация гигроскопичности концентрированной серной кислоты, сравнение свойств серной кислоты концентрированной и разбавленной, взаимодействие серной концентрированной кислоты с органическими веществами (демонстрация), качественная реакция на сульфат ион)

Элементы подгруппы азота (4 занятия)

 Азот (опыты с жидким азотом?)(получение азота разложение нитрита калия)

Аммиак и соли аммония (раствор аммиака в воде, аммиачный фонтан-демонстрация, опыт дым без огня, разложение солей аммония(вулкан, разрыхлитель теста-карбонат аммония), качественная реакция на катион аммония (отличие от солей щелочных металлов)

Азотная кислота и нитраты (взаимодействие азотной кислоты с различными металлами и неметаллами. Отличие азотной кислоты как кислоты-окислителя, разложение нитратов, взаимодействие расплава нитрата калия с углем, дымный порох, качественная реакция на нитрат-анион)

Фосфор (превращение красного фосфора в белый, горение фосфора и растворение оксида фосфора в воде- получение фосфорной кислоты)

Фосфорная кислота и фосфаты (качественная реакция на фосфат-анион)

Элементы подгруппы углерода (3 занятия)

 Углерод (получение углерода, горение углерода, углерод -адсорбент)

Оксиды углерода (поучение углекислого газа, углекислый газ гасит свечу, качественная реакция на углекислый газ, получение газировки)

Карбонаты и гидрокарбонаты (сода питьевая и кальцинированная, разложение малахита, переход карбонатов в гидрокарбонаты, качественная реакция на карбонат анион, опыт «содовый червяк» как образуется накипь в чайнике и что такое сталактиты и сталагмиты)

Кремний, оксид кремния (получение кремния из оксида кремния, сравнение свойств обычного и кварцевого стекла)

Кремниевая кислота. Силикаты (получение геля кремниевой кислоты, силикагель – адсорбент, опыт «сад химика»)

Металлы (4 занятия)

  • Щелочные и щелочноземельные металлы (взаимодействие натрия и кальция с водой и измерение рН раствора, взаимодействие натрия с серой, горение магния, щелочи (все свойства щелочей), качественное определение катионов)
  • Алюминий (взаимодействие с водой, кислотой, щелочью, солями малоактивных металлов; получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности, качественная реакция на ионы алюминия)
  • Железо (взаимодействие с серой, кислотами, получение гидроксидов железа, качественные реакции на ионы железа (II) и (III)
  • Медь (нагревание медной проволоки, взаимодействие с нитратом сереба «елка с серебряными иголками»

Качественный и количественный анализ (4 занятия)

  • Получение сульфата меди из оксида меди и расчет практического выхода продукта реакции
  • Распознавание галогенидов, сульфатов, сульфитов, нитратов, фосфатов, карбонатов и силикатов с помощью качественных реакций.
  • Распознавание солей различных натрия, кальция, магния, алюминия, железа с помощью качественных реакций
  • Распознавание различных солей без реактивов